Выставочная активность, кажется, не стала обращать на экономический кризис никакого внимания. Афиша выставочных комплексов, по крайней мере в столице, пробелов в себе не содержит, а залы павильонов, хотя и не всегда и не полностью, но наполнены посетителями.
Конечно же, выставочный календарь в разрезе по отраслям претерпел весьма существенные изменения: так, строители в значительной мере уступили длительные мероприятия представителям продовольственной сферы деятельности, несколько сузили свои границы туристические операторы, а вот ювелиры, после долгих маяний и метаний в разные стороны, все же решили, что им надо наращивать активность в первую очередь на выставках и подобного рода мероприятиях. Медиа в целом свои позиции сохранили, но только потому, что интернетчики серьезно потеснили печатные издания. Ну и представители интернет-направлений всех мастей активно влились в ряды практически всех участников выставочного процесса. Правда, афиша Киев здесь – далеко не показатель на фоне происходящего на выставках по стране в целом: так, в разных регионах тенденции тоже разные, при чем почти всегда – разнонаправлено и хаотично. К примеру, в крупных городах активность увеличилась, но это не коснулось в полной мере Харькова и Одессы, зато периферия отличилась очень заметным спадом в целом, хотя и здесь не все так гладко. Почему так произошло? Причина, в первую очередь, в более избирательном подходе производителей и реализаторов к вопросам продаж, чем это было до кризиса. Так, если раньше участие в выставке было некой модной данью бизнеса и было «как-то стыдно» иметь площадь меньше, чем у главного конкурента, то теперь активнее взялись за подсчеты, сколько можно будет заработать в итоге, какие новые контракты и с кем ожидаются и сколько вообще можно получить или вернуть на каждую вложенную копейку. Организаторы выставок попросту не имели права и возможности игнорировать такой подход своих прямых заказчиков, поэтому стали срочно искать приемлемые временем и обстоятельство варианты развития. И, похоже, нашли. Либо удачно претворяются. Как и во всем мире, сегодня новости Украины пестрят пышными и уверительными сообщениями рекламного, по сути, характера, как некоторым компания хорошо, надежно и вообще лучше всех в этой жизни. Как правило, «продюсерами» таких новостей являются самые зависимые от доверия сферы бизнеса: банковский сектор, строители всех мастей, туристы. Поэтому все они, нет-нет да и вынуждены будут податься на панель длинных выставочных центров, чтобы сохранить хотя бы тот уровень, который на сегодня имеют. Так что организаторы выставок все равно пустовать не будут, даже если в гости нагрянет нежданная, но предсказанная новая волна кризиса. В конце концов, чем больше кризис – тем больше надо кричать о себе клиенту, потенциальному, старому или несостоявшемуся сегодня. Поэтому будет хорошо – пойдут на выставку одни, а плохо – пойдут другие, а первые – вообще побежать будут вынуждены. Если, конечно, доживут в экономическом смысле до этого момента.
|